Неделя о Страшном Суде является предпоследней перед Великим постом.

✅ Неделя о Страшном Суде является предпоследней перед Великим постом. В богослужебном Уставе Православной Церкви она именуется мясопустом (Неделей мясопустной), так как это последний день употребления мясной пищи до самой Пасхи, и Неделей о Страшном Суде, так как в этот день совершается чтение евангельского зачала, где говорится о грядущем Страшном Суде и Втором пришествии Спасителя (Мф.25:31-46).

✅ Неделя мясопустная как день заговения на мясную пищу упоминается уже в VII веке в иерусалимском Лекционарии (богослужебной книге, включающей фрагменты текстов Священного Писания, расположенных согласно порядку церковного года).

✅ Тема заговения на мясо является второстепенной в богослужении этой Недели и отражается только в тексте апостольского зачала, читаемого на Литургии, где, в частности, говорится: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1Кор.8:13). Основной же темой богослужения Недели является воспоминание Страшного Суда.

✅ Тема Страшного Суда в богослужении этой Недели появляется в Константинополе около IX века — с этого времени она является основной идеей данного богослужения.

✅ В эту Неделю на Руси в XVII веке совершалось «Действо Страшного суда», которое со временем ушло из богослужебной практики. Считается, что этот чин был принесен на Русь из греческой традиции. Когда и кто установил совершение «Действа Страшного суда» на Руси, точно не известно. В Москве его совершал сам патриарх, нередко — в присутствии царя. Главное же в действе было чтение Евангелия о Страшном Суде: оно должно было напомнить верующим о том, что каждый будет держать ответ пред Богом в Судный день.

✅ Песнопения Недели о Страшном Суде основаны по большей части на малом Апокалипсисе из Евангелия — так условно называются те разделы синоптических Евангелий, где передается речь Иисуса Христа о конце времен, произнесенная на горе Елеонской (Мф.24; Мк.13; Лк.21:5–36), а также на видении из Книги пророка Даниила (Дан.7), на которое в Своей речи прямо указывает Сам Спаситель.

✅ Служба Недели о Страшном Суде в основном схожа с богослужением (предшествующей) Недели о блудном сыне. На утрене мы слышим два характерных песнопения предварительного периода Постной Триоди: псалом 136 «На реках вавилонских…» и стихиры «Покаяния отверзи ми двери…». В отличие от других воскресных дней подготовительного периода, на утрене отменяется канон крестовоскресный.

✅ Неделя о Страшном Суде предваряется воспоминанием усопших — Вселенской родительской субботой, и это неслучайно: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). При этом в древности всеобщее заупокойное поминовение совершалось в субботу непосредственно перед Святой Четыредесятницей, поскольку в пост Евхаристия совершается гораздо реже, а значит, и количество поминовений уменьшается, поэтому в качестве своего рода компенсации была установлена особая заупокойная суббота перед постом.

✅ Неделей мясопустной начинается Сырная седмица — последняя подготовительная седмица к Великому посту. Первые упоминания о ней восходят к VI-VII векам.

✅ На Сырной седмице уже не совершается Таинство брака (Венчание). В среду и пятницу не служится Литургия. На часах со среды начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина. За Сырной седмицей следует Воспоминание Адамова изгнания — Прощеное воскресенье.

Иверский храм г. Орёл
Ваш вопрос или комментарий