Проповедь священника Димитрия Степаненкова на праздник Крещения Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствую Вас и поздравляю с Великим и Спасительным сегодняшним праздником Богоявления или Крещения Господня!

Христиане первых веков праздновали Богоявление в качестве объединённых событий Рождества Христова и Крещения Господня. Позже эти события стали христианами отмечаться раздельно, как это происходит и в наши дни, как сегодня празднуем и мы с Вами, собравшиеся в храм прославить Христа.

Ныне мы воспоминаем два важнейших момента Евангельской истории: Крещение Господа нашего Иисуса Христа и явление миру Пресвятой Троицы. Из Священного Писания мы знаем, что на реке Иордан Иоанна Предтеча водой крестил всех приходящих к нему и исповедующих свои грехи. И вот воплотившийся Господь прежде Своего выхода на общественное служение приходит также к Иоанну, чтобы освятить Собой водную стихию, земное естество, а через него – и нашу человеческую природу.

В сам момент Таинтвенного Крещения Спасителя состоялось явление миру тайны Пресвятой Троицы: Бог Отец голосом с неба свидетельствовал о Своём возлюбленном Сыне, Сам Сын погружался в воду, Святой Дух – в виде голубя сходил на Крещаемого.

Вспоминая, как Христос освятил водное естество, мы сами в день Крещения освящаем воду особым чином, который используется лишь на праздник Крещения. В храмах воду освящают практически каждый день, но используется для этого так называемое «последование малого освящения воды».

Само по себе Крещение Господа нашего Иисуса Христа послужило прообразом того Таинства, которое установлено в Церкви Самим Господом и является первым Таинством для любого христианина.

К огромному сожалению, но и праздник Крещения Господня, и Таинство Крещения окутаны многими мифами и очень часто абсолютно неправильно понимается людьми. Чтобы глубже понять смысл данного Таинства вот уже в течение нескольких лет в нашем храме проводятся огласительные беседы с крещаемыми взрослыми, родителями крещаемых детей и их восприемниками. Давайте попробуем разобраться сейчас с некоторыми заблуждениями относительно Крещенской воды.

Прежде всего, отметим несостоятельность разделения воды, освящаемой 18 января и освящаемой 19 января, на Крещенскую и Богоявленскую. Никакого различия между этими водами нет и не может быть, поскольку совершается она по одному и тому же чину, молится священство при совершении последования об одном и том же.

Вторым и не менее важным моментом является желание людей набрать как можно больше Крещенской воды. Напомню, что, согласно учению Церкви, святую воду можно разбавлять, что не делает её менее святой в процентном отношении и не умаляет её качество по сравнению с неразбавленной.

Особое внимание стоит уделить тому, как используется Крещенская вода. Её стоит употреблять в пищу, принято это делать натощак. В случае болезни дозволяется пить святую воду несколько раз в течение дня. Для приготовления пищи не принято использовать Крещенскую воду. Хранить святую воду стоит с благоговением: не ставить бутылку с водой, где попало, и вести себя в помещении подобающим образом. Господь поругаем не бывает, поэтому часто в доме, где совершается много греха, где постоянно слышна матерная брань, к святыням относятся без должного почтения, вода «портится» и «пропадает», поскольку святость не может соседствовать с нераскаянным грехом.

Вызывает искреннее недоумение нежелание части пришедших за водой людей хотя бы на пару минут зайти в храм и помолиться Богу, в чём выражается, судя по всему, отсутствие веры в Бога и заменяющая её вера в магизм святой воды.

Важным видится упомянуть и о таком модном «тренде» последних лет, как Крещенские купания. Оно само по себе имеет нехристианские корни, но может быть использовано православными. Купания не должны стать центром праздника. Во главе любого нашего праздника должен находиться Христос, нами должна достигаться одна цель – Богообщение посредством храмовой молитвы и причащения Святых Христовых Таин. Купание в проруби или источнике само по себе дарует человеку прощения грехов, для этого в Церкви установлено Таинство святого Покаяния, где каждый искренне кающийся и желающий исправляться грешник получает от Бога прощение и благодать к исправлению. И, конечно же, ни в коем случае у святых источников не должно быть никаких празднований, пикников и горячительных напитков.

Праздник Крещения Господня – это еще один из поводов для людей, именующих себя христианами, встретиться с Тем Самым Христом, в Которого мы веруем и Который ради нас сошёл на землю. Храм – это место встречи человека с Богом. Именно здесь, в Доме Божием, происходит преображение человеческой души, изменение её внутренней сущности к лучшему. Господь открывает человеку себя только при желании самого человека, насильно Бог никого не спасает.

Господь дал каждому из нас возможность освящать свою жизнь с помощью благословлённых Им земных средств: мы освящаем свои нательные кресты, иконы. Автомобили и жилище. Многие стремятся освятить и место, где они работают. И всё ради одной цели: чтобы получить благословение Божие и Его Божественную благодать. Будем же мы, братия и сестры, со благоговением использовать святую воду, которую мы понесём домой, стремясь сохранить и не расплескать ту благодать, которую Господь посылает в сердце каждого приближающегося к Нему.

С праздником! Аминь.

Иверский храм г. Орёл
Ваш вопрос или комментарий