Проповедь священника Димитрия Степаненкова в день памяти Севастийских мучеников

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю всех Вас с памятью святых сорока мучеников Севастийских!

Сегодняшний день – особый для нас. Совсем недавно мы вместе со всей Церковью вступили на поприще Великого поста, и вот сегодня мы собрались здесь, в этом святом храме, чтобы почтить память тех христиан, которые не пощадили жизни своей ради Христа, и сейчас предстоят Престолу Божию и молят о почитающих их память.

Древний христианский учитель Тертуллиан писал, что кровь мучеников – семя Церкви. Неслучайно, начиная с самых первых веков, христиане служили Божественную литургию на гробницах мучеников и поныне в антиминс, который лежит на Престоле, по традиции, вкладываются частицы мощей святых мучеников. Таким образом, можно смело утверждать, что почитание мучеников является одной из главной характерных черт Православной Церкви.

Есть в нашем мире бесценное сокровище, ради которого люди готовы пожертвовать всем на свете, включая собственную жизнь, — это любовь к Богу. Высшее блаженство для таких людей – это возможность стать причастными Богу, отдав за Его святое Имя жизнь, приняв мучения и смерть, но, не отрекшись от Него.

Почитание святых мучеников заключается, прежде всего, в глубоком уважении к ним и воспоминании их подвига. Часто приходится осознавать, как далеко мы отстоим от них: не только и не столько временем и местом, как отсутствием в нас решимости к духовной жизни. Наша жизнь часто направлена на поиск комфорта, на желание в этой жизни обрести уют, тишину и безмятежие. В этом заключается принципиальное отличие между нами и святыми, которые во главу угла всегда ставили горячее желание всегда пребывать с Богом.

Но не стоит отчаиваться! Святые были людьми во всём подобными нам. Святые ничем не отличались от нас, кроме горячей веры и решимости следовать за Христом даже до мучения и смерти.

И вот сегодня мы вспоминаем сорок Севастийских мучеников, которые были воинами, но, помимо земного военного пути, они были воинами Небесного Царя – Христа. Их принуждали отказаться от своих убеждений и принести жертву бездушным идолам. А идолы эти – это бесы, которые посредством различных ухищрений стремятся заставить людей и кланяться себе, и служить. Воинов били, мучили, а затем раздетыми заставили идти в озеро. Для большего искушения на берегу была устроена баня, чтобы посредством телесных органов зрения смутить святых мучеников и направить на путь служения бесам вместо Единого Истинного Бога.

Лишь один воин не выдержал искушения, бросился в баню и не успел в неё попасть, но тем самым потерял и жизнь земную, и мученический венец. Один из охранявших их мучителей увидел сходящие с неба золотые венцы, символизировавшие победу воинов над врагом, поспешил принять свободный венец отпавшего.

Все мы, каждый в своей мере, стремимся к тому, чтобы приблизиться к Богу через соблюдение заповедей Божиих, через участие в Церковных Таинствах и личное благочестие. И блажен человек, который уподобляется в своих трудах святым мученикам. Любой из нас, кто достойно преодолевает находящие на него искушения, какими бы они ни были, уподобляется святым мученикам. Здесь уместно привести рассказ ныне прославленного Церковью преподобного Паисия Святогорца, как его благочестивая мать любую весть в течение дня принимала с молитвой, любое, даже самое малое дело, как-то поднять упавшую вилку, совершала с молитвой.

Стремление спасти свою душу посредством борьбы со грехом, с собственными страстями, омыть её слезами покаяния, мужественно перенести искушение и соблазн – это есть наше добровольное мученичество. Мы, люди XXI века, также можем получить от Бога венец – за добровольное и достойное терпение немощей ближних и за постоянную борьбу с грехом.

Подвиг святых мучеников учит нас, прежде всего, быть недвуличными и стяжать нелицемерие. Невозможно для человека одновременное совмещение двух «ролей в жизни», как невозможно, согласно Евангельскому слову Христа, служение двум Господам. Не может христианин, кем бы он ни был про профессии, совмещать в себе две разных личности.

Следуя примеру святых мучеников, мы должны стремиться стать, прежде всего, достойными христианами, невзирая на окружающие нас обстоятельства. Центром нашей жизни должен стать Бог и стремление соединяться с Ним как можно чаще посредством Таинства Причащения и других церковных Таинств.

Господь хочет видеть наше сердце открытым для Него, чтобы Он мог вселиться в это сердце и наполнить его Собой. Впереди ещё много дней поста. Не будем же, дорогие, ослабевать в молитве, не станем разменивать жизнь вечную на блага земные и тогда мы также сподобимся услышать от Господа Его глас, зовущий в вечные райские селения: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царствие от сложения мира!». АМИНЬ.

Иверский храм г. Орёл
Ваш вопрос или комментарий