26 января в Неделю 31-ю, по Богоявлении совершены воскресные богослужения.

Это важное событие в жизни нашей Церкви. Если посмотреть на социологический срез участников, то Чтения — практически как часть Поместного Собора. В них участвуют епископат, духовенство, наш актив из мирян, и действительно, хотя мы не называем Чтения Собором, но именно здесь изучают проблемы и выносят суждения, на основании которых выстраивается отношение Церкви к тем или иным проблемам.

Рождественские чтения начинались с образовательных программ, но потом их повестка весьма расширилась. Это, несомненно, новация, которая в каком-то смысле возмещает отсутствие ежегодных Соборов, и, может быть, это правильное возмещение. Потому что Собор является законодательным органом, его решения касаются самых важных тем, связанных с церковной повесткой дня, и должны непременно претворяться в жизнь. А образовательные Чтения, по своему составу равные Собору, не имеют соборного авторитета, и в этом смысле работа Рождественских чтений открывает больше свободы, больше возможностей. И мы знаем, насколько важны сейчас эти Чтения, как они помогают корректировать наши программы, наши установки, развивать, если хотите, некое новое мышление, посредством которого Церковь анализирует происходящее в стране и мире.

Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 4:12-17) содержит в себе тему покаяния, по-гречески «метанойя». Это не просто осознание греха и чистосердечное раскаяние, как нам обычно кажется, — это нечто большее. «Метанойя», если точно переводить с греческого, — это перемена, это такое раскаяние в грехах, которое предполагает перемену. Мы не только говорим «каюсь», не только констатируем факт нашей греховности, нарушения заповедей Божиих, но принимаем на себя обязательства — в меру наших сил, насколько Господь нам в этом поспешествует, — изменять нашу жизнь к лучшему.

Именно поэтому я считаю очень важным то, что происходит в контексте работы Рождественских чтений. И дай Бог, чтобы энтузиазм, с которым вы все участвуете в этих Чтениях, мысли, которые возникают у вас и которые вы предлагаете в ходе дискуссий, принимаемые документы и далее вносили важный вклад во всестороннее развитие нашей церковной жизни. Поэтому мое слово, обращенное к вам, — это в первую очередь слово благодарности за ваши инициативы, за вашу активность, за вашу готовность приезжать в Первопрестольный град, чтобы соборно обсуждать проблемы, которые сегодня волнуют нашу Церковь и, в каком-то смысле, весь наш народ.

Пусть благословение Божие в ответ на наши скромные усилия укрепляет веру и благочестие в нашем народе, дает людям возможность еще и еще раз осознать, чтó есть добро, а чтó — зло, не поддаваться на соблазны, на некие интеллектуальные провокации, которые имеют своей целью оторвать человека от Бога, от веры, от Церкви. И очень важно, чтобы именно в недрах Рождественских чтений рождались смыслы, которые укрепляли бы епископат, духовенство и весь верующий народ, обогащая нас и подготавливая к тем диалогам, дискуссиям, которые происходят между Церковью и окружающим нас обществом.

Еще и еще раз сердечно благодарю всех вас за ваши труды, за вашу готовность участвовать в Рождественских чтениях, за привнесение вами того вклада, который каждый из вас совершает, трудясь на этом поприще. Да хранит Господь Церковь нашу, народ наш и всех, кто верой и правдой служит Церкви и Отечеству, кто твердо и последовательно идет по пути, который Господь нам указал, — по пути к Царствию Божиему, — сопротивляясь соблазнам и греховному влиянию темных сил, отражая всяческое диавольское действие на наш ум, нашу волю и нашу жизнь. Да помогает Господь Церкви нашей, всему нашему благочестивому народу хранить веру православную, следуя богоугодным путем служения народу нашему и государству Российскому. Всех вас, мои дорогие, еще и еще раз приветствую и поздравляю с замечательным событием — открытием Рождественских чтений. Аминь.

проповедь Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Иверский храм г. Орёл
Ваш вопрос или комментарий