Антипасха – древнейшее название праздника, возникшее в VI веке и отражающее традицию восприятия этого дня как завершения пасхальных торжеств. Уже в IV веке, как отмечал блаженный Августин, этот день считался «октавой Пасхи» – термином, который позже в западной литургической практике стал обозначать отдание праздника.
В раннехристианской иерусалимской традиции богослужение в Антипасху во многом повторяло пасхальный чин: например, завершались обряды, связанные с крещением оглашенных, проведенным в Великую Субботу. Новокрещенные снимали белые одежды и омывали голову, что символизировало окончание Светлой седмицы. В течение этой седмицы они не мыли голову и носили кукуль, чтобы сохранить миропомазание, нанесенное только на лоб.
Таким образом, Антипасха исторически завершала пасхальный цикл, становясь его своеобразным «отражением». Неделя о Фоме (или «Фомино воскресенье») – название, закрепившееся после IX века. Оно связано с изменением богослужебного акцента: вместо завершения Пасхи праздник стал посвящен воспоминанию явления Воскресшего Христа апостолам на восьмой день после Воскресения.
Согласно Евангелию (Ин.20:19-31), апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении Спасителя, отказался верить в чудо, пока не убедился в нем лично, прикоснувшись к ранам Христа. Новая неделя – третье название, упоминаемое в Ирмологии и Типиконе. Оно подчеркивает начало нового годичного цикла богослужений: с этого дня возобновляется чтение кафизм и последовательность гласов Октоиха. Идея обновления, заложенная в названии, восходит к трудам святителя Григория Богослова. В его «Слове на неделю новую» подчеркивается, что после Страстной и Светлой седмиц верующие призваны начать жизнь заново, «совлекшись ветхого человека», чтобы воплотить плоды искупления, дарованного Воскресением Христа.
«Древнее прошло, теперь всё новое», – писал святитель, призывая к внутреннему преображению и обновлению дел в духе евангельских истин. В современном богослужении доминирует тема уверения апостола Фомы, что отражено в евангельском чтении (Ин.20:19-31). Однако песнопения сохраняют и пасхальную радость, раскрывая Воскресение через призму обновления мира.
Святитель Григорий Богослов проводил параллель между Пасхой и Антипасхой: первая знаменует переход от смерти к жизни, а вторая становится началом «второго творения», где восьмой день (как первый в новом цикле) символизирует обновление человечества через веру. Литургически Антипасха, хотя и не входит в число двунадесятых праздников, совершается по их чину (согласно Триоди цветной). Это позволяет условно называть ее «тринадцатым двунадесятым праздником». С этого дня также разрешается совершение Таинства Брака, запрещенного в период Великого поста и Светлой седмицы.