Духов день, День Святого Духа, Второй день Троицы.
В церковном календаре каждый следующий день большого двунадесятого праздника посвящается Собору (прославлению) того или тех, без кого невозможен был бы праздник. Следующий, второй день Пятидесятницы или Схождения Святого Духа на апостолов посвящен третьему Лицу Святой Троицы.
Этот день в южных губерниях России (например, в Калужской) по значимости иногда называли собственно Троицей, а воскресный день накануне Духовым днём.
В Духов день земля считалась, именовалась именинницей. Землю оставляли в покое, не трогали, не беспокоили после схождения на нее Святого Духа. Сам праздничный день начинается необычно: не просто накануне вечером, а сразу после праздничной Троицкой литургии — великой вечерней с чтением особенных коленопреклонных молитв, читаемых раз в году.
Священник читает молитвы на коленях лицом к народу. В южной России, на Украине молитвы читаются над пучком из травы и цветов (снопом). В Великороссии (на Русском Сесере, в Поволжье, на Урали и в Сибири) священник читает молитву с ветками зелени в руках. Это первое коленопреклонение в храме после Пасхи, до него земные поклоны не приветствуются и даже прямо запрещаются.
С Духова дня начинается Всехсвятская неделя, Зелёные Святки. На этой неделе до воскресенья Всех святых кроме работ на земле отменяется обычный пост в среду и пятницу. Отсюда обычные выходы в рощу, в лес, на поляну для совместной трапезы в складчину. На Урале, да и в Сибири на Троицкой неделе устраивали кулачки или борьбу по кругу, водили круги (местное название хороводов), начиная их вести из леса, от реки в село, деревню к кругу, на круг — так называли место летнего досуга, хороводов, плясок, песен молодежи.
Деревья и траву из храма, которые освятились особыми молитвами Святодуховской вечерни, разбирали после литургии в Духов день или в субботу, под конец Всехсвяткой недели. Этой зеленью кормили скот, ставили ее в красный угол, набивали подушки, клали в изголовье, хранили как лекарство. Также поступали и с зеленью, которая украшала дворы и дома.
В некоторых местах, например, Липецкой, Воронежской областях из зелени, разбросанной по храму женщины плели венки во время чтения трёх коленопреклонных молитв. Их носили сами, надевали скотине или вешали на посуду, но надо понимать это всего лишь традиция и ничего общего с Таинствами Церкви не имеет.