Служение и исповеднический путь протоиерея Аркадия Оболенского, первого настоятеля Иверского храма г. Орла.

30 октября в России является днём памяти жертв политических репрессий, этот день является одновременно и скорбным, и радостным для всех нас. Скорбным – потому что часто без вины были принесены в жертву режиму миллионы людей, а радостным – поскольку со временем это беззаконие прекратилось и большая часть погибших были реабилитированы, хотя и посмертно. Среди огромного количества жертв репрессий было немало священнослужителей. Для орловчан всегда свято будет место в Медведевском лесу, где безвинные люди встретились со смертью лицом к лицу. Среди погребённых в общей могиле оказался протоиерей Аркадий Оболенский, уважаемый и любимый народом священник, строитель и первый настоятель храма Иверской иконы Божией Матери г. Орла.


В 2018 году исполняется 100 лет со дня расстрела Царской семьи и начала гонений на Русскую Церковь. За прошедшее столетие в месяцеслове появились тысячи новых имён прославленных святых, но, к сожалению, ещё большее количество не прославлено, и неизвестно нам. Памятуя о мучениках первых веков, Церковь называет святых, пострадавших в XX веке, Новомучениками и Исповедниками. По всей стране было убито и замучено в лагерях такое количество иерархов, священников и верующих, что давало повод сформулировать цель данных действий как полное уничтожение Церкви на территории бывшей Российской Империи.

Немало крови было пролито, судеб – сломано, множество душ были искалечены, но сейчас непопулярно и немодно говорить о событиях тех лет. К сожалению, но и в России распространяется идеология т.н. «толерантности», когда неудобные страницы нашей истории обходятся стороной, но, как гласит известная пословица, «молчанием предаётся Бог».

Поэтому именно сегодня так актуально вспомнить и эти трагические страницы нашей истории. Нельзя молчать о подвиге людей, шедших против той «системы», которая ломала и крушила всё на своём пути. Только опираясь на прошлое, мы можем в настоящем строить светлое будущее для себя и наших потомков.

Как уже было сказано, Орловщина не стала исключением в трагедии XX века, практически сразу после революции начались нападения на священников и их семьи. В этой статье будет рассказано об о. Аркадии Оболенском, первом настоятеле Иверского храма г. Орла, и вкратце упомянуто о другом известном священнослужителе – протоиерее Иоанне, представителе рода Оболенских, который нёс своё церковное послушание на территории современной Ливенской епархии.

Протоиерей Аркадий Оболенский родился в 1865 году в селе Рождественское Кудиновской волости Ливенского уезда Орловской губернии в семье диакона, принадлежавшей к ветви древнего рода Оболенских, давно перешедшей в духовное сословие и давшей Церкви многих священно- и церковнослужителей. Можно предположить, что в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы данного села и служил диакон Николай, отец будущего протоиерея.

С 1882 по 1887 гг. о. Аркадий получал образование в Орловской духовной семинарии, которая во второй половине девятнадцатого века переживала свой расцвет и дала России много выдающихся священников, писателей, ученых. Окончив семинарию в 1886 году, Оболенский три года работал учителем народной школы.

После женитьбы на дочери священника села Удаловка Елецкого уезда Анне Стефановне Селиховой он был рукоположен в священники Васильевской церкви села Арсеньева Елецкого уезда 10 сентября 1889 года. Пастырское служение о. Аркадий совмещал с преподаванием в сельской школе.

15 октября 1901 года о. Аркадий был назначен в Орел на должность законоучителя младших классов Никольской женской гимназии и не оставлял этого служения вплоть до ее закрытия в 1917 году. О. Аркадию на тот момент было 36 лет, он был уже достаточно опытным священником и, вместе с тем, человеком деятельным и энергичным. С 14 июля 1902 года его включают в строительный комитет Иверской железнодорожной церкви, а после ее освящения 13 октября 1902 года назначают настоятелем. В Иверском храме о. Аркадий прослужил двадцать лет до закрытия в 1922 году. Историю строительства храма он описал в «Очерке истории к десятилетию Иверской церкви 1902-1912 гг.»

В сборе средств на строительство Иверской церкви участвовал и о. Митрофан Сребрянский. Казармы прославленного 51 Черниговского драгунского полка, в котором о. Митрофан служил полковым священником, находились недалеко от Иверского храма. О. Сребрянский и о. Оболенский, оба молодые (о. Митрофан был на пять лет моложе о. Аркадия), оба ревностно относившиеся к своему служению, были, несомненно, в дружеских отношениях.

Отцом Аркадием в Орле было создано «Общество обновления церковной жизни на канонических началах во имя Покрова Пресвятой Богородицы», которое имело своей целью если и реформировать традиции Церкви, то не в духе того обновленческого движения, которое охватило всю страну. Основной задачей общества провозглашалось стремление объединить всех под омофором канонического епископа, который был бы Кормчим епархиального церковного корабля. К правящему архиерею общество должно было бы обращаться по всем недоуменным вопросам. Общество должно было объединить церковно-приходские советы при всех орловских храмах. Особое внимание уделялось широким возможностям для женского служения как на приходе, так и в советах.

Известно, что о. Аркадий организовал Крестный ход в протест большевикам и часто произносил проповеди против большевизма, что припомнили ему при аресте. Этот Крестный ход начинался от Иверского храма и проходил по всем городским церквям. Опасность подобного мероприятия была крайне высока, поскольку незадолго до этого в Туле были расстреляны участники подобного крестного хода. К сожалению, большевики не гнушались различных методов, в том числе и убийств, что, несомненно, вызывало в верующих страх и опасение за своё будущее.

В марте того же 1918 года о. Аркадий арестован без предъявления обвинения с четырьмя священниками Орловской епархии и старостой, помещён в Орловскую каторжную тюрьму. Через неделю всех, кроме о. Аркадия, освободили. После отбытия заключения продолжил своё служение в качестве настоятеля Иверской церкви. Предположительно, в 1923 году к празднику Светлой Пасхи по ходатайству епископа Смоленского Серафима (Остроумова) (прославлен Церковью в лике святых) был награждён правом ношения митры. Указ о награждении был выполнен епископом Брянским Амвросием (Смирновым), который и подарил протоиерею Аркадию митру.

Связь Иверского храма с находившимся недалеко от него Покровским не ослабевала, как не ослабевали тесные духовные взаимоотношения настоятелей – отца Аркадия и отца Митрофана. В воспоминаниях отца Иоанна (Крестьянкина) даже встречаем оговорку, когда чудо, произошедшее в Покровском храме, он описывает как произошедшее в Иверском. Ко дню Престольного праздника прихожане украсили храмовую икону венком из цветов, спустя месяц засохшие цветы сами собой дали свежие побеги, а в самом конце ноября, когда уже были достаточно сильные морозы, в неотапливаемом храме на всё том же засохшем венке распустились цветы. Событие это не могло остаться незамеченным, и со всей области ехали люди, искавшие Божия утешения хотя бы через такое малое чудо с цветами. Перед иконой совершались ежедневные молебны.

22 апреля 1922 г., в субботу Светлой седмицы, началось разграбление Иверского храма. В 1923 году о. Аркадий был арестован и осуждён за сокрытие описи церковных ценностей, на 3 года сослан в Беларусь, г. Витебск. После окончания заключения с 1926 по 1928 гг. был настоятелем Никольской церкви г. Витебска. 26 января 1928 года снова арестован, предъявлено обвинение в антисоветской агитации и дискредитации советской власти, после чего приговорили к высылке в Орёл, что было исполнено.

Церковная община Орла ходатайствовала о регистрации о. Аркадия священником Сергиевской церкви, поскольку Иверский храм уже был закрыт, но от горсовета был получен отказ. Поскольку он был уважаемым митрофорным протоиереем, то его иногда приглашали служить на большие праздники в Афанасиевскую и Васильевскую церкви г. Орла. Но, к сожалению, у о. Аркадия не было постоянного места служения, что привело к неприятным последствиям: есть свидетельства, что он голодал и просил милостыню около Никольской церкви, и все знавшие батюшку старались ему помочь.

15 марта 1937 года Оболенский снова арестован, всего по тому же делу были лишены жизни или свободы около 30 человек. 15 августа 1937 года о. Аркадий осуждён за то, что якобы «состоял членом контрреволюционной фашистской организации церковников, занимался вербовкой новых членов и вёл контрреволюционную фашистскую пропаганду». Приговорён к высшей мере наказания – расстрелу.

Отца Аркадия осудили на основании показаний его давнего знакомого – священника Н., который учился с ним в семинарии и был его духовным сыном. О. Аркадий не признал его показания правдивыми. Из всех арестованных с о. Аркадием были расстреляны 25, остальным дали большие сроки в исправительно-трудовых лагерях. О. Аркадий не признал себя виновным. В марте 1937 года был заключён в Орловскую тюрьму. 23 августа 1937 года жизнь протоиерея Аркадия оборвалась – был приведён в исполнение приговор, священника расстреляли в Медведевском лесу. На месте расстрела и захоронения Новомучеников установлен памятный знак и построен деревянный скит.

23 августа 2018 г. по благословению Преосвященнейшего епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария в Иверском храме была совершена Божественная литургия с поминовением о. Аркадия в день 91-й годовщины его расстрела, а затем в Медведевском лесу в скиту ключарём Иверского храма священником Димитрием Степаненковым совершена заупокойная панихида. Также в нашем храме совершается ежедневное поминовение отца Аркадия за Божественной литургией и панихидой.

Следующим из рода Оболенских, о ком хотелось бы упомянуть, является священник Симеон. Он родился в 1866 году, но нам доподлинно неизвестно, кем по профессии был его отец Иоанн. Матушку отца Симеона звали Варварой Васильевной, у них родились четверо сыновей: Василий, Георгий, Пантелеимон и Николай. О. Симеон до 1919 года был священником в селе Сергиевское Ливенского уезда Орловской губернии. О детях его известно, что Василий погиб, воюя против красных в гражданской войне, Георгий и Пантелеимон были расстреляны на Бутовском полигоне в 1937-38 гг., а Николай был выслан из страны. Отец Симеон был заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе при Свято-Сергиевском храме упомянутого села. Священник Симеон был расстрелян в 1919 году.

Немного информации имеется о служении сына о. Симеона – священника Пантелеимона. Родился он в 1906 году в священнической семье в с. Сергиевское Ливенского уезда Орловской губернии. Арестован был, предположительно, в Москве в 1937 году, расстрелян 8 октября на Бутовском полигоне, где и погребён в общей могиле.

К числу исповедников можно отнести и протоиерея Иоанна Иоанновича Оболенского, родившегося в 1868 году в духовной семье (сын диакона) из Елецкого уезда Орловской области.

Образование о. Иоанн получил в Орловской Духовной Семинарии, рукоположен в священнический сан был в 1889 году. Своё священническое служение нёс в Казанской церкви на Соборной площади г. Ливны, а с 1928 г. – в других храмах Орловской епархии. В 1917 году был награждён правом ношения митры. В 1928 году о. Иоанн был арестован, всё его имущество было конфисковано. С момента ареста содержался в тюрьме в г. Ливны, где заболел воспалением лёгких, из-за чего был освобождён и выслан из Орловской губернии. После высылки какое-то время жил в Москве на иждивении сыновей, с 1929 года служил в Коломне, а затем был переведён во Владимирскую епархию. Назначен настоятелем церкви Боголюбской иконы Божией Матери с. Ново-Спас Покровского района Владимирской области. До 4 декабря 1937 г. служил настоятелем в храме, которым до этого владели обновленцы. До его приезда храм стоял пустой, хотя в округе храмов не было. После его приезда на службах было большое стечение народа, так как он пользовался большой любовью прихожан. О. Иоанн был отцом десятерых детей.

4 декабря 1937 года арестован, осуждён и приговорён к расстрелу. Содержался в тюрьмах гг. Покров и Москва, 10 декабря 1937 года расстрелян на Бутовском полигоне, где погребён в общей могиле.

Главное, за что Церковь почитает Новомучеников и Исповедников – за их несломленную веру, за их сильный характер и за их несгибаемую волю. Вера стала внутренним стержнем их жизни и помогала преодолевать все испытания. Прославляя этих людей – мы укрепляем наши души.

Трагедия XX века – это лишь часть огромной истории Христианской Церкви. И каждый новый жизненный этап приносит как положительные моменты, так и новые искушения. Опираясь на опыт Новомучеников и Исповедников Русской Церкви, мы должны научиться противостоять неверию, секуляризму, неоязычеству и прочим соблазнам нашего времени.

Иверский храм г. Орёл
Ваш вопрос или комментарий